Правительственный законопроект № 212399-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности) был принят в третьем, окончательном чтении, 18 октября 2023г.
Законопроект является многосоставным. Он создает правовые основы управления спросом на электроэнергию на ОРЭМ, а также касается порядка соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.
Суть управления спросом на электроэнергию состоит в добровольном изменении потребления конечными потребителями относительно их обычного графика нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на рынке электроэнергии или стимулирующие выплаты для уменьшения пиковой нагрузки в энергосистеме.
Для участия в управлении спросом потребители могут смещать график нагрузки на периоды более низких цен на электроэнергию и мощность, временно останавливать или снижать интенсивность производственного процесса, управлять системами освещения, нагрева воды, вентиляции и кондиционирования, а также использовать собственное генерирующее оборудование или накопители энергии. Главное условие – чтобы изменение потребления не приводило к ухудшению основной деятельности потребителя как экономического субъекта и к росту экономической нагрузки.
Как пояснил председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике, как правило, начинается с потребителей оптового рынка, при том, что значительный потенциал сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых потребителей, а также в бытовом секторе. «Но ресурс у розничного потребителя слишком мал, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым на оптовом рынке, а издержки на взаимодействие с системным оператором или коммерческим оператором оптового рынка слишком высоки. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей. Механизм обкатан в рамках пилотного проекта и показал свою эффективность», отметил он.
Пилотный проект по управлению спросом на электроэнергию в России стартовал в 2019 году. С 2021 года он показал устойчивый положительный эффект от учета ресурсов управления спросом в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед (РСВ) для всех покупателей оптового рынка.
Так, за 2022 год участие в пилотном проекте приняли 518 объектов потребления потребителей розничного рынка (одновременное участие – порядка 350 объектов). Всего за период с июля 2019 года по сентябрь 2023 года эффект в РСВ, получаемый всеми покупателями оптового рынка, составил 4,74 млрд. рублей. В том числе, эффект для участников пилотного проекта составил 3,56 млрд. рублей и для потребителей, не участвующих в проекте, – 1,18 млрд. рублей.
На основании полученных результатов Правительством РФ было принято решение о целесообразности законодательного оформления целевой модели управления спросом на электроэнергию, для чего был разработан принятый 18 октября проект федерального закона.
Его нормами предусмотрено:
– введение новой категории субъектов оптового рынка – агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии, определение требований к их участию на оптовом рынке, внедрение новой услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
– введение новых понятий «агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии», «услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии», «услуги по изменению режима потребления электрической энергии», «объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка», «объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка», «агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии»;
– наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований и порядка формирования агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии, порядка организации и проведения отборов исполнителей услуг, порядка определения прогнозируемого объема услуг, в пределах которого осуществляется отбор исполнителей и который учитывается при проведении конкурентного отбора мощности;
– наделение Системного оператора полномочиями по организации и проведению отборов исполнителей услуг, а Совета рынка – функциями по осуществлению контроля над соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления;
– закрепление гарантии, что расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления не учитываются при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
«Создание профессиональных организаций, которые агрегируют технологические возможности потребителей по изменению баланса спроса и предложения и конвертируют их в товары и услуги на оптовом рынке, позволит значительно расширить состав его участников, дать потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию, а также позволит снизить негативное влияние «вредной» и дорогой пиковой генерации на состояние окружающей среды», отметил председатель Комитета ГД по энергетике.
Вторая часть законопроекта посвящена созданию механизма соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями. Неисполнение ими обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии негативно действует на энергетическую отрасль в целом, поскольку сетевые организации, не получающие своевременной платы за свои услуги, ограничены в возможностях проведения ремонтных работ и обновления основных фондов.
Для решения этой проблемы нормами принятого законопроекта предлагается:
– ввести понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций»;
– наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению показателей финансовой дисциплины ГП и ЭСК;
– наделить Совет рынка полномочиями по проведению мониторинга финансового состояния ГП и ЭСК;
– дополнить основания лишения субъекта оптового рынка – участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке такого статуса его несоответствием показателям финансовой дисциплины.